В разные времена появлялись у разных народов. Но предки наших домашних любимцев жили на Земле уже задолго до того, как появились люди.
Страшные саблезубые тигры, описанные В. Обручевым в «Плутонии», наверное, были самыми грозными хищниками своего времени. Они вымерли к концу ледникового периода, примерно 11 тысяч лет назад. но непосредственным предком домашней кошки, как, впрочем, и всех остальных кошачьих – больших и малых, - считается маленькое доисторическое млекопитающее, появившееся 9 миллионов лет назад.
Кошка стала домашней значительно позже других животных, живущих рядом с людьми.
Происхождение кошек
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться12011-04-18 18:21:25
Поделиться22011-04-18 18:21:55
Кошка в Египте
Несмотря на то, что кошки издревле жили на просторах Европы, Азии и Америки, их родиной все же считается Африка.
Именно Древний Египет стал той благодатной землей, которая дала начало интенсивному земледелию. А где много зерна, там и полчища крыс, единственным спасением от которых и стали грациозные, красивые, но мужественные и хищные кошки.
Египтяне впустили в свои жилища дикую нубийскую степную кошку, которая была одомашнена примерно 6 тысяч лет назад в Северной Африке.
Нубийская кошка вряд ли бы пришлась нам по вкусу. Она была короткошерстная, с острой мордочкой, тощим телом и небольшими округлыми ушами.
Нубийские кошки славились своими мышеловными способностями. Красота и изящество этих зверьков в сочетании с их охотничьими качествами, очевидно, и стали предпосылкой их обожествления.
Кошки царили и правили в Древнем Египте! Баст (Бастет) – богиня любви, плодородия, материнства, женского начала, изображалась в виде кошки или женщины с кошачьей головой. Наверное, египтяне мало ошибались, отождествляя женскую чувственность и материнство именно с кошкой! Кто еще из живых существ с таким откровенным артистизмом умеет выражать свои желания? Кто еще так заботиться о своих детенышах?
Ночной образ жизни, способность мгновенно исчезать и столь же неожиданно появляться, бесшумная «походка» наделяли кошек сверхъестественной силой. А расширение и сужение кошачьих зрачков рассматривались как символика убывающей и прибывающей Луны. Кстати, богиней Луны считалась и Баст. Великий историк Геродот оставил следующее свидетельство: «Когда кошки умирают, их помещают в святилище из камня, там бальзамируют и потом хоронят в Бубастисе. Собак же каждый хоронит в своем городе».
В 1860 г. в Египте недалеко от города Бенни-Хасана археологи обнаружили кошачье кладбище, где было похоронено 180 тысяч кошек, многие из которых лежали в ящичках, изготовленных из золота или серебра и украшенных драгоценными камнями. Сухая земля и климат этих мест способствовало тому, что трупики кошек сохранились почти неизмененными. Можно даже было определить, какого цвета была их шерсть.
Траур по кошкам справляла вся семья хозяев: в знак этого несчастья сбривали брови и подрезали волосы. А уж убийство кошки считалось одним из самых тяжких преступлений. Даже нечаянное убийство божественного животного каралось смертью.
Если загорался дом египтянина, хозяин в первую очередь старался спасти кошку, а потом уже вынести имущество и погасить пожар. Вспомните фразеологизм «носиться, как угорелая кошка» и представьте себе, как нелегко было отыскать зверька в пылающем доме!
Согласно одному преданию, египтяне из-за кошек проиграли сражение персам в 525 г. до н. э. Персидский царь Камбиз, готовясь, напасть на египетский город Пилузу, приказал изловить в его окрестностях как можно больше кошек. Воины пустили часть кошек впереди себя, остальных взяли на руки вместо щитов и пошли в наступление. Египтяне не стали сопротивляться: ведь в пылу боя можно было убить священных животных. Египетское войско отступило и сдало город.
Еще задолго до того, как была написана «Книга мертвых», один из самых главных богов египетского пантеона Ра, символизировавший солнце, стал превращаться в «Великого Кота». Под таким именем он выступает в священной книге.
Поединок бога Ра со змеем тьмы художники рисовали так: одной лапой кот придавил голову змеи, другой держит большой нож.
Когда умирал знатный египтянин, для его путешествия в загробный мир в гробнице оставляли любимые вещи, среди которых обязательно были мумия кота и несколько мышей, чтобы кот не голодал во время путешествия. Возможно, этому обычаю следовали люди, хоронившие Тутанхамона. В его погребальном имуществе найдены горшки, браслеты, пудреницы, кольца, украшенные фигурками или силуэтами кошек.
Но кошка олицетворяла не только грустные события человеческой жизни. Каждую весну в городе Бубастисе, считавшемся родиной богини Баст, совершались празднества, посвященные плодородию. Люди веселились, приносили щедрые жертвы богине, а потом ждали нового урожая. А помогал им сохранить дары природы и своего труда маленький хищный зверек.
Поделиться32011-04-18 18:22:25
Кошки и Аллах
В мусульманской мифологии считается, что кошка родилась в Ноевом ковчеге от чихания льва. В другом варианте этого мифа дело обстояло не столь непорочно. Шустрой обезьяне наскучило длинное и однообразное плавание. И этот «обезьян» стал заигрывать с львицей. От их любви и появилась кошка.
Как бы ни появилось это удивительное животное, но именно оно спасло пророка Мухаммеда от змеи, за что тот и погладил кошку по спине. Так появились полоски на кошачьей шкурке. Они представляют собой не что иное, как следы пальцев пророка.
Вообще же Мухаммед так любил этих животных, что на Востоке его называли «отцом кошек». По преданию, именно пророк научил кошек всегда падать на лапы и отвел им постоянное место в раю. А когда одна из кошек заснула на его халате, а пророк хотел уйти, то она отрезал полу халата, на которой спала зверушка, чтобы не потревожить ее сон.
Еще один мусульманин – арабский султан Элб-Дахер-Бибарс, храбрый и жестокий, ненавидел людей, но обожал кошек. Он завещал им в окрестностях Каира необъятный фруктовый сад и огромные богатства на их содержание. В течение нескольких столетий в этих владениях обитало великое множество кошек. А между полуднем и закатом солнца – в часы кормления – в «кошачий сад» сбегались кошки со всего города.
Вообще же, по свидетельству Плиния, арабы обожали золотистых кошек – прародительниц современных абиссинских.
Поделиться42011-04-18 18:22:52
Кошки на Востоке
В Китае иероглиф кота – мао – тот же, что и для цифры 80, это сделало кота символом долгой жизни. А фамилию Мао, очевидно можно перевести на русский язык, как Котов или Котовский. Словно это, по всей вероятности, вначале предавало кошачье мяуканье.
Поражала воображение китайцев способность кошки падать на четыре лапы. Китайский врач Хуа Дэ, основоположник системы «и цзынь чжи», вошедшей в третьем веке в основу китайской национальной борьбы, наблюдая за этими животными, сделал одним из методов своей системы «стиль тигра». Он добился того, чтобы движения борцов были быстрыми, вертлявыми, выполнялись в узкой стойке и со сжатыми кулаками.
В восточных гороскопах год Кота называют еще годом Зайца или Кролика. Что общего нашли восточные люди между этими существами, не совсем понятно.
Вообще же, «Кот» - мистический и магический знак. Правильнее бы назвать этот год годом кошки, поскольку особенно подходит он для женщин. В год Кошки родились такие окутанные тайной великие женщины, как королева Виктория, Елена Блаватская, Елена Рерих.
О знаке Кота в энциклопедии знаков и символов Джона Фоли сказано следующее: «Знак добродетельности. Один из самых женственных знаков. Восприимчив, методичен, грациозен, чувствителен, сентиментален, с хорошим чувством юмора, изобретателен, холоден, дипломатичен, выдержан, не тратит зря денег. Коты не любят шумных сборищ и компаний. создают долгие и устойчивые отношения партнерства, хорошо понимают детей и терпеливы с ними. У Котов хорошее чувство опасности, они бескомпромиссны, стремятся держаться как можно дальше от какой-либо угрозы. Лучшими компаньонами для Котов кроме других Котов являются Змеи, Лошади и Собаки».
В Японию кошки попали из Китая. Они ценились очень высоко, а поэтому держать их могли только очень обеспеченные люди. Простые мастера шелковых дел вынуждены были пользоваться для отпугивания крыс керамическими статуэтками кошек.
В средние века знаком особого расположения вельможи к министру считалось подношением ему в подарок кошки, выращенной в императорском дворце.
Недаром великолепная писательница X века Сэй-Сенагон оставила такое свидетельство: «Госпожа кошка, служившая при дворе, была удостоена шапки чиновника пятого ранга, и ее почтительно титуловали госпожой Мебу. Она была прелестна, и государыня велела ее особенно беречь». Вряд ли госпожа Мебу ловила мышей. Скорее всего, она, как и ее высокородные хозяева, попивала молоко из золотой чашечки.
Поделиться52011-04-18 18:23:16
Кошки в Европе
Кошка попала в Европу в далекой древности. Впервые о ней упоминал Плутарх еще в I веке до нашей эры. Но античные греки не восприняли культа кошки в египетском виде. Поскольку кошек было запрещено вывозить из Египта, они попали в Грецию прежде всего как редкие экзотические животные. Борьбой с грызунами в античном мире занимались ручные хорьки, ласки, горностаи и куницы.
И все же кошка удостоилась войти в греческую мифологию. Покровительница охоты богиня Артемида взяла ее под свою защиту.
Уже в IV веке нашей эры кошки, как показывают археологические раскопки, обитали на всей территории Римской империи. Просвещенный римский агроном Палладий рекомендовал использовать домашнюю кошку по прямому назначению – для защиты огородов от мышей. Когда появились христианские монастыри, то единственным животным, которое разрешалось там держать, была кошка.
В Византии кошек держали на торговых кораблях с середины первого тысячелетия нашей эры. Если в пути товар повреждали крысы, а капитан не имел на борту кота, то, согласно договору, он должен возместить владельцу нанесенный ущерб.
Древние германцы, как и египтяне, тоже поклонялись кошке. В скандинавской мифологии она олицетворяла богиню любви, красоты и материнства Фрейю.
После завоевания римлянами Британии кошка появилась и там. У скоттов она олицетворяла такое, казалось бы, неприсущее ей качество, как воинственность. Гербы многих знатных шотландцев были украшены изображением кошки. название графства Кейтнес переводиться как «Кошачье».
В X веке на Британских островах действовал специальный свод законов Уэльса Хоуэла Доброго, определявший стоимость домашней кошки и наказывавший за жестокое с ней обращение или за ее убийство.
Существовала четкая градация: за котенка, еще не приученного ловить мышей, - один пенс; за взрослого кота – два пенса; кот-профессионал оценивался в четыре пенса – почти как целый ягненок. Если кошку продавали, то оговаривались ее свойства: она должна хорошо видеть и слышать, прилежно воспитывать котят, не поедать их и не очень часто требовать кота. В случае, если вскрывался изъян, покупатель мог вернуть себе треть уплаченной суммы.
За убийство или кражу кошки преступник нес следующее наказание: убитое животное вешали за хвост, а виновный должен был засыпать кошку пшеницей так, чтобы вся тушка полностью была покрыта зерном. И это было оправдано: ведь одна кошка за день могла уничтожить дюжину мышей или трех-четырех крыс.
Почитали кошек и во Франции. По мотивам фольклора замечательный сказочник Шарль Перро написал своего «Кота в сапогах»