ОБРАЗ КОШКИ В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
(В сопоставлении с английской традицией)
Т.А.МИХАЙЛОВА,
9-й гуманитарный факультет
лицея 1525 "Воробьевы горы"
Руководитель - Е.С.АБЕЛЮК
Курсовая работа (дана в сокращении)
Кошка в русских народных сказках
В сказках кошка очень часто выполняет функцию помощника: она помогает своим друзьям или хозяину избежать каких-либо неприятностей, даже спастись от смерти. Но это не мешает кошке иметь в разных сказках различный характер и облик. Иногда кошка совершает бескорыстные поступки, а иногда старается извлечь свою выгоду. Например, в сказке «Волшебное кольцо» кот Васька так хочет выслужиться перед хозяином и быть им более любимым, чем собака, что обманывает эту собаку и вступает с ней в ссору.
Но что бы ни делала кошка, она все равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку «Мудрая жена», где человек продает кошку на корабль, отправляющийся в далекую страну, в которой кошки не водятся. Там она помогает «корабельнику», убив угрожающих ему крыс только из преданности, а не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин – «корабельник» продает кошку за большие деньги. Интересно, что в этой сказке кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.
Возвращаясь к теме плутовства кошки, можно сказать, что это качество сближает ее с лисой. В сказке «Кот и лиса» кот даже женится на лисе, что делает эту пару сильнее других животных. В данном случае мотив помощи кошки кому-либо отсутствует.
Все действия кошки обдуманны. Она очень хитра и подстраивает все так, как ей удобно. И в этом тоже она сближается с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки. Так, в сказке «Кот, петух и лиса» лиса пытается украсть и съесть петушка, а кот каждый раз спасает его и в конце наказывает лису, «заколотив» ее насмерть.
В сказке «Баба-яга» кот, принадлежащий самой Бабе-яге, помогает героине – девушке, попавшей в беду, – за ее доброту. Несмотря на это, он все же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок.
Среди рассмотренных нами сказок не было найдено ни одной, где кошка, в отличие от лисы, являлась бы исключительно отрицательным персонажем, но все же образ кошки двойствен.
В разных сказках кошка часто имеет черты других сказочных персонажей. Мы уже писали о сходстве кошки с лисой. Она также может иметь и черты, приписываемые обычно собаке, – преданность и верность. Кроме того, кошка и собака соотносятся с парой диких животных – медведем и волком. В восточнославянских сказках нечистая сила (черт, кикимора и т.д.) называет медведя «кошкой». Существует сказка, где медведь изгоняет из избы черта, который потом спрашивает: «Жива ли еще большая кошка?». Сходный сюжет встречается в лужицкой быличке. Там водяной, изгнанный медведем с мельницы, спрашивает у мельника, нет ли у него на мельнице «страшной кошки».
Образ кошки в английской и шотландской
традиционной культуре
Кошка в народных верованиях Англии и Шотландии
Рассмотрим некоторые верования, связанные с кошкой и распространенные на территории Англии и Шотландии.
Во-первых, большую роль играл цвет кошки. Черный окрас означал ее мистические черты, и поэтому встретить такую кошку считалось плохой приметой. Исключение составляла Северная Англия, где черная кошка приносила дому огромное счастье. (Чужая же черная кошка все равно предвещала несчастье.) Считалось, что «кошачьи зрачки – узкие щелки днем и сверкающие желтые шары ночью – подразумевают связь с луной и подчеркивают умение кошки заглядывать в будущее». Верили также, что кошки умеют предсказывать погоду. Если они «носятся и кувыркаются, это значит, что собирается ветер, когда моют уши – собирается дождь, если они усаживаются спиной к очагу, можно ожидать мороза и бури».
В Шотландии верили, что кошка не должна спать около новорожденного ребенка, потому что она может нанести ему вред, высосав его жизнь. Вспомним о славянской традиции, где перед первым укладыванием младенца в колыбель туда клали кошку, чтобы ребенок лучше спал. Это пример различия в традициях, но можно найти и сходство. В Шотландии, как и на Руси, считалось, что если кошка или собака перепрыгнет через покойника, то он станет вампиром. В этом случае кошка должна быть немедленно убита. Такая жестокость по отношению к кошке отражается в шотландском заклинании под названием «Тагарм» (Taghairm). Возможно, это было «одно из самых ужасных из всех записанных магических заклинаний». В ходе обряда нужно было какое-то время поджаривать на вертеле некоторое количество кошек. После этого должен был появиться огромный кот по имени Большие Уши и исполнить любое желание колдовавшего.
Кошка в английских и шотландских сказках
В английских и шотландских сказках кошка часто выполняет роль помощника. Например, в сказке «Как Джек ходил счастья искать» кот в компании с другими животными помогает герою спастись от разбойников, пугая их своими криками. Иногда кошка помогает случайно, не помышляя об этом. В сказке «Том – мальчик с пальчик» кошка, принимая Тома за мышь, случайно открывает лапой дверцу его клетки и выпускает его на свободу. В другой сказке, «Старушка и поросенок», кошка оказывает помощь вместе с другими.
В английских сказках кошка часто является обычным животным, не совершает никаких человеческих поступков, не говорит по-человечески и т.п. Отметим сказку «Уиттингтон и его кошка». Герой отдает свою кошку на корабль, плывущий в Африку. Там она расправляется с угрожающими людям мышами, и ее продают царю как необыкновенное и полезное существо. Эта сказка похожа на уже упомянутую русскую сказку «Мудрая жена» по сюжету, по поведению кошки.
Но иногда в сказке кошка-животное ведет себя неожиданным образом. Например, в сказке «Кошачий король» хозяева всю жизнь считали своего черного кота самым обычным животным. Но однажды уже состарившийся кот узнает из рассказа хозяина о странных кошачьих похоронах в лесу. Тогда кот вдруг убегает, произнеся фразу: «О небо! Значит, старый Питер преставился и теперь я – кошачий король».
Черный кот – постоянный атрибут колдуна. Такой персонаж, например, появляется в сказке «Питер-простачок». Глупый герой считает черного кота, свернувшегося перед дверью, «хорошей приметой», хотя всем, включая читателя, заведомо известно обратное.
Сравнивая русские и английские сказки о кошке, можно увидеть в них и сходство, и различия. Мы уже говорили о том, что некоторые русские сказки («Мудрая жена») или определенные сюжетные мотивы (черный кот у Бабы-яги или ведьмы) имеют соответствия в английской и шотландской культуре. Однако кошка – личный демон — присутствует в русской культуре только в сказках, в то время как в Англии и Шотландии такой образ очень распространен и за пределами фольклора. В обеих культурах кошка играет роль помощника, но вместе с этим ее образ невероятно разнообразен. В английских и шотландских сказках, так же как и в русских, мы не нашли ни одного случая, когда кошка была бы исключительно отрицательным персонажем. Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме), красть что-либо у хозяев, врать, но она все равно будет помогать человеку или совершать другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если кошка черная, то она обладает мистическими свойствами.
В обеих традициях кошка свободолюбива. Она может быть предана хозяину, а может и предать его за плохое с ней обращение или отсутствие внимания. Кошка не всегда привязана к дому: она может убежать от хозяев, путешествовать, жить одна в лесу и т.п.
Превращение в кошку
В английской и шотландской народной традиции очень распространены верования, согласно которым человек может превращаться в животное. (Это поверье распространено практически во всем мире.) Типичные случаи – перевоплощения в зайца, кошку или собаку. Как уже говорилось, превращение в кошку называется элюрантропией. Во времена средневековых процессов над ведьмами животные, казавшиеся подозрительными, тоже преследовались, как и ведьмы. Если повреждение, нанесенное животному, вызывало аналогичное повреждение у какого-либо человека, то его признавали колдуном или ведьмой. По разным версиям превращения могли совершаться благодаря магическим силам колдуна или в результате использования специальных мазей и произнесения заклинаний. В качестве примера можно привести дело Изабель Грирсон, которая в 1607 г. была сожжена в Эдинбурге по обвинению в посещении некоего дома в облике кота. Изабель Гоуди в 1662 г. на судах шотландских ведьм привела ряд заклинаний для превращения в различных животных и, наоборот, для возвращения человеческого облика. Для превращения в кошку существовало такое заклинание: «Именем дьявола да стану я кошкой грустной, печальной и черной такой, покамест я снова не стану собой».
Кошка как домашний дух*
Для английской и шотландской традиций характерно наличие у кошки функции личного демона. Вообще такой демон является специфическим для этих двух культур и «составляет исключительно английский и шотландский вклад в теорию колдовства». Такие личные демоны, принимавшие облик разных животных, в том числе и кошки, являлись, естественно, представителями нечистой силы и несли в себе злое начало. Как правило, они принадлежали ведьмам и были их соучастниками и помощниками. Большинство носило определенные имена, которые приведены в описаниях процессов над ведьмами. Вместе с кошкой у ведьмы жило еще несколько животных-демонов. Это могли быть собаки, жабы, мыши, ягнята, кроты и т.п. Иногда среди этих животных попадалась и ласка. Ведьмы также держали у себя дома змею, обычно проявлявшую враждебность к кошке. Сама кошка представлялась довольно необычным существом. Свободолюбивая и независимая, она все же оставалась домашним животным. Хитрая, как лиса или ласка, кошка тем не менее могла быть всецело предана хозяйке. Фигура кошки казалась загадочной и мистической. И, естественно, ее цвет имел огромное значение: черный означал воплощение сатаны; ведьмы же предпочитали полосатый окрас или некоторые другие тона. Ведьмы заботились о своих домашних духах, например, давали им пищу. Ею могли служить как мясо и молоко, так и кровь самой ведьмы. Отверстия, через которые духи питались кровью, назывались «ведьминскими знаками». Их присутствие на теле предполагаемой ведьмы являлось безусловным доказательством ее виновности. Приведем несколько примеров домашних духов. В книге «Правдивый и достоверный отчет», описывающей процесс над сент-осайтскими ведьмами, проходивший в 1582 г., упоминается Урсула Кемп – хозяйка нескольких духов, в число которых входили и два мужских духа в образе котов. Один из них, серый, звался Титти, а другой, черный, – Джеком. Эти создания занимались тем, что насылали на соседей болезни. В другой книге, «Discovery of Witches», описываются суды над ведьмами в 1647 г. Там говорится о белом котенке по имени Хольта, принадлежавшем Элизабет Кларк, признанной ведьмой. Среди огромного количества демонов, встречающихся в подобной литературе, появляются коты Рассолт, Лайтфут Сатхан. Причем стоит обратить внимание на то, что все они относятся к мужским духам, что тоже важно для общей характеристики этих существ.
* * *
Сделаем некоторые выводы. Образ кошки двойствен. Об этом свидетельствуют как разные фольклорные жанры, так и обряды, описания и просто отношение к кошке. Такая двойственность, по нашему мнению, идет от реального характера животного. Образ кошки в русских легендах специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. По сравнению с кошкой-демоном такие образы относятся к значительно более позднему времени. В русских сказках в большинстве случаев кошка помогает человеку. Она может сопоставляться с разными животными (например, с лисой, собакой или даже с медведем) и выполнять их функции. Скорее всего это тоже можно объяснить многоликой природой кошки и разным отношением к ней. Образы кошки в русских и английских сказках похожи, больших различий нет, хотя в английской традиции есть еще две стороны, которые не имеют ярко выраженных соответствий в славянской культуре: это превращения в кошку и фигура личного демона.